Первичная функциональная диагностика слухового восприятия по методу Томатис состоит из двух этапов.
Вначале с помощью специально откалиброванного по методу Томатис аудиометра проводится тест слухового восприятия, который направлен не на определение слуховых порогов, а на потенциал слушания. Другими словами на то, каким образом исследуемый использует свой слух для слушания. В связи с этим, интерпретация теста происходит на абсолютно другом уровне. Тест на слушание делается в условиях нормальной жизни, в обычной комнате, изолированной только лишь от внешнего шума.
Тест состоит из 3-х частей:
-исследование уровней слухового внимания;
-исследование на селективность;
-исследование локализации.
Если ребенок вербальный, то специалист просит поднять его вверх руку со стороны слышимого звука. Если ребенок невербальный или испытывает любые трудности с моторикой рук, то специалист отслеживает определенные рефлекторные реакции. В таких случаях при необходимости одни и те же тестовые сигналы могут повторяться до нескольких раз, чтобы исключить ошибку рефлекторной реакции.
Тестируется одиннадцать частот от 8000 Гц до 125 Гц. Это происходит при участии «воздушной» проводимости (в «обычных» наушниках) и «костной» (с расположенным на кости за ухом вибратором). Воздушная проводимость иллюстрирует реакцию среднего уха, его способность выхватывания звуков и защиты. Костная проводимость непосредственно показывает нам реакцию внутреннего уха, минуя среднее ухо.
Тестирование ребенка всегда проводится в присутствии родителей. Тестирование проводится исключительно в доброжелательной, спокойной, расслабляющей для ребенка обстановке.
В результате полученные данные отображаются в виде графиков кривых, которые сравниваются с эталоном. По отклонению от эталонных значений и расположению кривых воздушной и костной слуховой проводимости относительно друг друга специалист проводит расшифровку полученных результатов, которые обсуждаются на втором этапе – консультации.
На консультации родители получают всю картину тестирования. Специалист обсуждает с родителями результаты, на основании которых составляется индивидуальная программа аудио-психо-фонологической (АПФ) стимуляции, согласовываются цели, задачи и планируемый результат. Также родители могут задать специалисту любые интересующие их вопросы не только по результатам тестирования, но и по процедуре самой стимуляции Томатис.